четверг, 14 декабря 2023 г.

Школа моя деревенская…

Встречаем участницу конкурса свободных сочинений «Доброе имя учителя» Огородникову Антонину Владимировну!

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (Л.Н.Толстой).

Всю свою сознательную жизнь я прожила по чёткому расписанию: наступал сентябрь – начало учебного года – 4 четверти – каникулы и снова сентябрь, всё повторяется сначала. В таком ритме пролетели 59 лет. Из более чем полувековой жизни самые счастливые, плодотворные, полные радости, надежд, веры, – школьные годы.

Я поступила в школу в 1956 году; шёл 11-й год после окончания Великой Отечественной войны. Наше поколение – первое послевоенное школьное поколение. Страна жила трудно и бедно. Но школьное образование, как выяснилось позже, было в СССР лучшим в мире.

В сельской местности строились, в основном, малокомплектные школы. Я училась в Бережковской сельской школе, которая стала вторым домом для многих поколений жителей деревень Бережки, Семёновская, Колычёво-Боярское.

Я говорю о многих поколениях, потому что школа моя – одна из старейших в районе. Располагалась она на холме в Николо-Крутинах у «подножия» Никольского храма, уже давно закрытого. Но пустующий, разрушенный храм – всё равно храм, и незримо он освещал наше детство.

Моя школа была построена в 1869 году. Для её строительства использовали брёвна церковной колокольни, когда на месте деревянной в 1868 году возвели нынешнюю – каменную. После революции жители получили в наследство двухэтажное здание с классными комнатами и жильём для преподавателей.

В этой старой, старшей, школе учились и мы, а чуть позже построили рядом новое здание – младшее, для младших школьников.

Более 40 лет директором школы была Раиса Владимировна Аксёнова, тогда молодая и активная.

Моя первая школьная любовь – учительница Раиса Викуловна Титова. Внешне она мне казалась не молодой, хотя была, пожалуй, не старше моей мамы. Я таки представляла идеал учительницы: солидная, аккуратная, спокойная. Она вела сразу два класса: 1-ый и 3-й.

Очень боялась я её чем-нибудь огорчить: в моём понятии это значило получить «3», или запнуться, рассказывая урок. Когда она объясняла урок, я никогда не отвлекалась, училась охотно, с интересом. Раиса Викуловна это ценила, возможно, в качестве поощрения в 3-4-м классах доверяла мне, по необходимости, если отлучалась, провести занятие для одноклассников.

Раз в неделю Раиса Викуловна водила нас в старшую школу. Мы поднимались на 2-й этаж, где у западного окна стояли два заветных шкафа, заполненных книгами, – школьная библиотека. Сказать, что я любила читать, – мало. Меня неудержимо тянуло чтение. Во 2-м классе я прослышала, что есть такая книга «Как закалялась сталь», но Раиса Викуловна сказала. Что мне ещё рано читать этот роман. В 3-м классе я прочитала его, а потом Раиса Викуловна меня не удерживала. Я любила читать толстые книги, страниц по 400-500: Олеся Гончара – о гражданской войне, все произведения А.Гайдара, всё, что было о войне, комсомоле и т.д. в отсутствии кино, телевидения, книги манили меня в большой мир. Я не могла удержать в себе эмоции и «донимала» подруг пересказыванием прочитанного.

Очень я любила свой класс. Кабинетной системы тогда не было, и все 4 года мы учились в одном классе. Это был самый большой и самый светлый класс: южные окна его смотрели на реку Люблевку, а восточные – на храм и сельское кладбище.

В классе мы справляли школьные праздники, линейки, сборы, новогодние ёлки (актового зала в школе не было). Здесь, в 3-м классе, на новогодней ёлке я сделала подарок-сюрприз Раисе Викуловне – прочитала наизусть пушкинскую «Наталью, купеческую дочь» (мама её очень любила, часто читала, а я запомнила).

С подругами Ниной Шуваловой и Тоней Лобановой мы знали в классе каждую щёлочку, каждую дощечку. На радость Раисе Викуловне часто оставались после уроков, представляя себя хозяйками, разувались, босиком мыли полы, парты, поливали цветы. Зимой задерживались допоздна: уютно, тепло, дружно нам было друг с другом.

Нам нравилось оставаться в школе подольше после уроков. Раиса Викуловна тоже долго не уходила: или тетради проверяла, или готовилась к урокам, а мы вокруг неё какие-то всегда дела находили. Под её присмотром работала «взаимопомощь». Мне она поручала заниматься с отстающими. Таковыми были наши мальчики из Бережков. Возвращались домой вместе. Уже и вечерняя заря занимается на западе, уже в деревне дым из труб поднимается: родители с работы вернулись, а мы, не торопясь, идём по дороге (благо, транспорта тогда было очень мало) и болтаем на разные темы, никак не расстанемся, столько всего интересного в мире!

Вместе со всеми взрослыми мы выполняли программу партии по развитию страны, никак этого не подозревая. Оказывается. В 1959 году Н.С.Хрущёв был с визитом в США и надумал обогнать Америку по производству мяса и молока. Так у нас в школе, напротив кладбища, на радость детям, появились клетки с кроликами. Раиса Викуловна составила график дежурство на всё лето. По утрам мы с радостью бежали к нашим пушистеньким зверькам. Рвали траву, кормили, чистили клетки. У меня были «любимчики»: принесёшь им морковку или ботву от морковки, а я ещё букетики из цветов делала… Осенью они отправились «на зимние квартиры»: жалко было кроликов, большие выросли.

В летние каникулы мы работали на приусадебном участке. Он у нас только обустраивался. Мне нравились ровные-ровные грядки, без единой травки. По слухам, старшие ученики проводили какие-то опыты, а нам, малышам, разрешалось полоть, окучивать картошку, поливать. Были слёты юннатов, фотографии в газете «Красный путь». Мы радовались и гордились успехами.

Повзрослев, мы выбрались из-под крыла Раисы Викуловны, но по-прежнему жили школой: учились помогать друг другу, дружили, мечтали. Наши горизонты расширялись.

Закончив 8 классов, я устремилась на запад, в город. Училась. Работала, а Господь устроил так, что вся моя взрослая жизнь стала связана с детьми и школой. Я благодарна господу, что Он наставил меня на эту стезю, ведь с каждым новым годом я проживала детство, и отрочество, и юность.

Школа моя деревенская закрылась в 1989 году. Школьные здания распродали. «Старшая» школа – теперь частным дом, а младшая продана неудачно. Её хозяева невзлюбили, и школа медленно «умерла» на наших глазах.

Но видно Господу угодно, чтобы на благословенной земле, под сенью возрождённого храма, звучали детские голоса. Теперь «вторым домом» для бережковских детей стала Воскресная школа при Никольском храме. Там, где многие поколения учились, трудились, дружили, вновь потихонечку обустраивается школьная жизнь.

Проходят годы, но и на склоне лет в душе моей теплится «уголёк» любви к родному дому, ставшему дорогим -= школе моей, к учителю Раисе Викуловне, близкому мне человеку, моим дорогим одноклассникам,соотечественникам. Это моя Родина, без которой «наш тесный мир – пустыня, душа – алтарь без божества».

P.S. Благодарим Антонину Владимировну за участие и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

0 коммент.:

Отправить комментарий