среда, 13 декабря 2023 г.

Слово об Учителях

Приветствуем участницу конкурса свободных сочинений «Доброе имя учителя» Воробьёву Надежду Николаевну!

«Работаю как учили, как мера и красота велит» (народная мудрость).

Начиная говорить о своих наставниках, не могу не отметить фундаментальную роль моей семьи в воспитании и подготовке к жизни. Это бабушка по материнской линии Кашникова Евдокия Марковна, принявшая меня буквально на свои руки и мудро наставляющая меня до самой своей кончины, папа – Наумов Николай Ильич, прошедший всю великую Отечественную через плен, бежавший неудачно 6 раз, ушедший на 7-ой (путь его проходил через территорию Германии и Польши к своим, на фронт), и мама – Наумова Агриппина Алексеевна – обыкновенная домохозяйка, но необыкновенный человек, умевшая одной чеканной фразой поставить всё на свои места.
Но сейчас речь о тех, кто, приняв из лона семьи домашнюю девочку, повёл её дальше по жизни, направляя, обучая, раскрывая и преумножая способности, заложенные в человеке. Я могла бы назвать много имён, мне везло на наставников, но остановлюсь на троих, которых я не только глубоко уважала как профессионалов, но и беззаветно любила как близких мне людей.

Емельянова Валентина Васильевна – учитель начальной школы (СШ № 5 г.Егорьевска). Я проучилась у неё со 2-го по 4-ый класс, она была уже немолода: седые пряди украшали её пышную причёску и уже слегка заметно было подрагивание головы во время волнения. Лицо её излучало доброту, а руки выводили по линеечкам, прочерченным на доске, такие родные слова: «мама», «мир»… В конце строки слова удивительным образом обваливались вниз, а мне это очень нравилось – я готова была во всём копировать свою любимую учительницу! Позже, учась в Егорьевском педучилище, я так и не выправила свою скоропись, терпя укоры и даже насмешки. Но когда зашла речь о том, куда бы каждый из нас пожелал пойти на практику, я твёрдо и безоговорочно сказала: «В 5-ую школу, к Емельяновой Валентине Васильевне!»

Поступая в 1-ый класс общеобразовательной школы, я, девочка с Кузнецкой улицы, пошла в ДК имени Конина и сама записалась в танцевальный кружок (как тогда это называлось) к Лавренёвой Зое Алексеевне. Когда я пришла, у танцевального станка уже стояло 40-45 девочек, но мне не отказали так же, как не отказывали никому. Через две недели девочек осталось 20, среди них и я. Руководитель наша была женщиной яркой, целеустремлённой, и мы ей подражали даже в мелочах. Семьи наши сдружились, и когда пришла лихая година (и моя мама, и Зоя Алексеевна заболели тяжело), мы поддерживали друг друга, а я смогла заменить в Доме пионеров мою наставницу на время её длительной болезни и поддержать болящую маму.

В педагогическом училище мне встретилась удивительная женщина, педагог до мозга костей, совершенно обезоруживающая своими замечаниями все наши студенческие «экзерсисы», Галафутник Ева Моисеевна, учитель математики (точнее, арифметики и методики преподавания этого предмета). Сначала мы слегка посмеивались над её старомодным саквояжем и совсем не стандартным внешним видом, но по мере преодоления под её чутким руководством всех премудростей арифметической науки, всё больше и больше проникались к ней уважением, а я просто полюбила свою учительницу (как, впрочем, иона меня). Испытания, пришедшие в семью, побудили Еву Моисеевну познакомиться с моей мамой, посещать нас, морально поддерживать. Да и в дальнейшей моей жизни она не оставляла меня без внимания: при встрече всегда интересовалась, как работа, семейная жизнь, дети. Мне привелось и попрощаться с ней у стен родного училища.

Как хочется сказать больше о каждом из учителей (но только перечисление их имён займёт не одну страницу), о том, что они оставили нам в наследство, какой широкой душой обладали, такие разные, но такие близкие, родные по духу люди!

Я, ученица, студентка, учитель, педагог с 43-летним стажем, ветеран педагогического труда и уже подводящий жизненный итог человек, низко склоняю голову перед вашим человеческим подвигом, наши дорогие учителя, педагоги, наставники. Вечная память вам, давшим нам профессиональную жизнь (Ева – жизнь (евр.), Зоя – жизнь (греч.)), сделавшим нас сильными (Валентина – сильная (лат.)), показавшим путь к высотам мастерства!

Воробьёва (Наумова) Надежда Николаевна, по первому образованию – учитель начальных классов, по второму – учитель математики; внештатная пионервожатая, директор Раменской средней школы, воспитатель ГПД, завуч СОШ № 12 г. Егорьевска, ведущая математику, физику, черчение, изобразительное искусство, географию материков.
Благодарная своим учителям ученица.

P.S. Благодарим Надежду Николаевну за участие и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

0 коммент.:

Отправить комментарий